Общественное питание
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: 2-25 0110 0124 «Общественное питание»
Квалификация: «Официант, бармен»
Плюсы профессии
- Достаточно большие чаевые
- Возможность совмещать работу с учебой
- Развитие коммуникативных способностей и связей
- Получение навыков для создания собственного дела в области общественного питания,
Минусы профессии
- Работа в ночную смену или по скользящему графику
- Длительное время проводить “на ногах”
- Конфликтные ситуации с клиентами
- Предупреждение ситуаций, когда посетители пытаются уйти не расплатившись.
Официант (от лат. officium – должность, одолжение) – профессия в области общественного питания. Предприятия общественного питания являются важной частью инфраструктуры любого города или крупного населенного пункта. Рестораны, закусочные, кафе продолжают свою работу даже в условиях кризиса, а работодатели не прекращают набор персонала.
В России профессия официант появилась в XIX веке, вместе с открывающимися ресторанами европейского типа. В трактирах работу официантов выполняли так называемые “половые”. Выходцы из крестьянских семей изучали это ремесло в течение четырех лет, начиная с мытья посуды и уборки помещений. Чаевые обычно сдавались в общую кассу, а в конце дня делились между всеми работниками.
В настоящее время в обязанности официанта входит выполнение заказов посетителей, получение от них расчёта за услуги, уборка столов после их ухода и сервировка столов к приходу новых клиентов. Если необходимо, официант меняет салфетки, скатерти, следит за чистотой в зале, может принимать участие в украшении помещения к праздничным мероприятиям.
Официант должен уметь правильно отвечать на вопросы гостей, по мере необходимости посоветовать какие-то блюда, напитки. Он формирует окончательную сумму заказа, рассчитывает клиентов и несет материальную ответственность за разбитую посуду или сбежавшего посетителя, которого обслуживал.
Главной задачей каждого профессионала является то, чтобы клиент покинул заведение с хорошим настроением и остался доволен обслуживанием.
Сколько нужно учиться?
Дневная форма обучения на основе ОСО - 1 год 4 мес
Необходимые профессиональны навыки и знания
- знание правил сервировки;
- знание рецептурных особенностей основных блюд;
- необходимо знать специфику приготовления и подачи блюд (в своем заведении);
- владение тонкостями этикета;
- знание ценообразования;
- знание сочетания продуктов и напитков;
- знание английского языка (для обслуживания класса люкс).
Личные качества
- терпеливость;
- внимательность;
- хорошая память;
- коммуникабельность;
- доброжелательность, приветливость;
- стрессоустойчивость;
- физическая выносливость;
- аккуратность;
- расторопность;
- презентабельная внешность;
- остроумие, наличие чувства юмора;
- четкая дикция.
Место работы
- рестораны;
- кофейни;
- бары;
- кафе;
- мероприятия, требующие обслуживание гостей.
Зарплата и карьера
Успешность карьеры официанта зависит от его целеустремленности и места работы. Исполнительные и инициативные сотрудники могут рассчитывать на довольно быстрое продвижение по карьерной лестнице. Со временем официант может стать метрдотелем, менеджером зала или управляющим. В сетевых компаниях лет за пять можно от официанта стать директором. Конечно, при наличии необходимых качеств и опыта.
Зарплаты официантов (оклад) не большие, но опытный и предупредительный сотрудник всегда может рассчитывать на хорошие чаевые. Порой такие чаевые могут существенно превышать официальный заработок.